ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

20.1. Исследование психологии человека
Задачи связаны с установлением:
- аффекта у обвиняемого в момент совершения преступления;
- способности обвиняемого адекватно соотносить свои действия с требованиями ситуации (превышение пределов самообороны);
-способности потерпевшего понимать значение действий обвиняемого и оказывать сопротивление;
-способности потерпевшего/свидетеля давать показания;
-состояния лица в период, предшествовавший его самоубийству и связи этого состояния с действиями обвиняемого;
-эмоционального состояния допрашиваемого/опрашиваемого лица по видеозаписи процессуального/непроцессуального действия и влияния этого состояния на способность давать показания;
-особенностей детско-родительских отношений; негативного (в том числе индуцирующего) влияния на ребенка со стороны членов семьи; самостоятельности принятия решения ребенком, достигшим возраста 10 лет; и др. (по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка);
-способности дееспособного лица понимать значение своих действий и руководить при совершении сделки (по делам об оспаривании сделок и завещаний по ст. 177 ГК РФ);
-адекватности представления лица о существе сделки (по делам об оспаривании сделок и завещаний по ст. 178, 178 ГК РФ);
-установление психологических признаков морального вреда.
Общим объектом СПЭ является психическая деятельность субъекта правовых отношений (обвиняемого, подсудимого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика) в ситуациях, имеющих юридическое значение.
СПЭ проводится очно в отношении живых лиц, а также заочно, в том числе посмертно, по материалам дела и приобщенным материалам.

Объекты:
- вещественные доказательства;
- документы как особый вид доказательств;
- протоколы допросов и следственных действий;
- заключения судебных экспертиз;
- справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки; послужные списки и т.п.;
- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.;
- фото и видеодокументы.
К объектам исследования психологической экспертизы относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека.

Решаемые вопросы:
При определении аффекта у обвиняемого в момент совершения инкриминируемых ему деяний (ст. 107, 113 УК РФ):
1. Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
Для решения вопроса необходимо представить: лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый), на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, медицинская документация о перенесенных заболеваниях.

При определении индивидуально-психологических особенностей обвиняемого (ст. 60 УК РФ):
1. Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
2. Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший), на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу) и данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений.

При определении способности несовершеннолетнего обвиняемого во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (ст. 20.3 УК РФ):
1. Имеются ли у несовершеннолетнего признаки отставания в психическом развитии, не связанные с психическим расстройством?
2. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
3. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого), не страдающего психическим расстройством, на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие данные об условиях развития, воспитания; данные, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

При определении способности свидетеля или потерпевшего с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать по ним показания (ст. 196 УПК РФ):
1. Способен ли свидетель (потерпевший) с учетом его психического состояния, индивидуально-психологических особенностей и уровня психического развития правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания?
2. Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
3. Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
4. Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: свидетеля или потерпевшего на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия; сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания; данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации.

При определении способности потерпевшего по половым преступлениям понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление (ст. 131, 132 УК РФ):
1. Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
2. Могла ли потерпевшая (потерпевший), учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности, психическое состояние, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование, данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства); материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него; сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).

При определении психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством (ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ):
1. В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
2. Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и др.), обстоятельствах гибели, причине смерти, а также материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения; данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.

При определении способности гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделок (ст. 177, 178 ГК РФ):
1. Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
2. Учитывая особенности познавательной сферы, психического состояния в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
3. Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
4. Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить: личность потерпевшего (истца) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

При определении изменений психического состояния потерпевших по делам о компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ):
1. Имеются ли у подэкспертного (Ф.И.О.) негативные изменения психической деятельности? Если да, то, в чем они выражаются?
2. Имеется ли причинно-следственная связь между негативными изменениями психической деятельности (Ф.И.О.) и действиями (бездействием) причинителя вреда (Ф.И.О.)?
3. Какова степень негативных изменений психической деятельности пострадавшего?
4. Имеются ли у подэкспертного (Ф.И.О.) индивидуально-психологические особенности, которые оказали существенное влияние на изменения его психической деятельности в исследуемой ситуации?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо представить: потерпевшее лицо на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

При определении возможного негативного влияния психического состояния и индивидуально-психологических особенностей родителя при судебных спорах между родителями о месте жительства ребенка или о порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем (ст. 65, 66 СК РФ):
1. Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?
2. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?
3. Каково психологическое отношение ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?
4. Могут ли индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?
5. Каково действительное отношение каждого из родителей (другого члена семьи) к ребенку?
6. При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителей, чем оно обусловлено?
7. Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него конфликтной ситуации?
8. Каков стиль воспитания каждого из родителей, не оказывает ли он негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить: ребенка (детей), родителей (бабушки, дедушки, усыновители т.п.) на экспериментально-психологическое обследование; материалы дела, содержащие фактические данные об ситуации судебного спора между родителями.

20.2. Психологическое исследование информационных материалов
Задачи связаны с установлением:
-особенностей информационного материала, которые имеют значение для их последующей правовой оценки (содержания в аспекте особенностей отраженного в материале конфликта; целевой аудитории; коммуникативных намерений участников коммуникации; установок автора/говорящего и др.)
-социально-психологической направленности информационного материала или коммуникативных действий лица (формируемых у адресата социальных представлений, эмоционально-смыслового отношения, социальных установок и др.);
-психологических феноменов и их проявлений, имеющих отношение к экспертно-психологическому содержанию юридических понятий и категорий («возбуждения вражды», «унижения достоинства человека», «пропаганды запрещенных взглядов и идеологии/ нетрадиционных ценностей, отношений или предпочтений и др.», «пропаганды употребления запрещенных препаратов»; «побуждения к противоправным действиям», «побуждения/склонения к совершению опасных действий, самоубийства» и др.);
-информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних;
-негативного психологического воздействия на адресата (направленности воздействия, стратегий и приемов);
-провокативного характера коммуникации;
-влияния на содержание речи допрашиваемого/опрашиваемого (показаний или сообщаемых сведений) со стороны иных участников процессуального/непроцессуального действия.

Объекты:
-опубликованные или предназначенные для распространения информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете;
-страницы пользователей в социальных сетях, блоги, форумы, посты, общение с помощью скайпа, мессенджеров (WhatsApp, Telegram и др.) и др.;
-публикации в сервисах для создания и просмотра видео, таких как Tik Tok, Likee и их аналоги);
-материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (комментарии, сообщения/переписка, аудио- и видео-сообщения);
-визуальная продукция и объекты: видеоролики, видеофильмы, видеолекции, видеорепортажи;
-листовки, плакаты, реклама, флаги, стикеры, товарные знаки, символика и атрибутика и др.;
-аудио- и видеозаписи, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация/процессуальные и непроцессуальные действия (в том числе оперативные, нотариальные, бытовые);
-объяснения и протоколы, записки/дневниковые записи/ предсмертные записки/скрипты для продаж и др.
Объектами являются информационные материалы и источники информации о коммуникативных действиях участников коммуникации и коммуникативной ситуации, которые содержат сведения об устанавливаемых обстоятельствах и подлежат психологическому исследованию с целью определения их значения и направленности.

Решаемые вопросы:
При исследовании направленности информационных материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы – для квалификации ст. 280, 280.1, 282, 205.2, 354.1 УК РФ, ст. 20.3, 20.3.1, 20.3.2 КоАП РФ):
1. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к совершению каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих)? Если да, то к чему именно побуждает автор?
2. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды исключительности, превосходства, неполноценности человека по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, какой-либо социальной принадлежности?
3. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков пропаганды взглядов/идеологии [насилия, нацизма, расизма, экстремизма, терроризма/идеологии определенной запрещенной организации]?
4. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков обоснования или оправдания национального и (или) расового превосходства?
5. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания каких-либо действий (в том числе насильственных, разрушительных, дискриминирующих) [практики совершения действий, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы; террористической/экстремистской деятельности]?
6. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания идеологии [насилия, фашизма, нацизма, расизма, экстремизма, терроризма]?
7. Содержится ли в материале (тексте) совокупность лингвистических и психологических признаков оправдания идеологии и практики нацизма во время Второй мировой войны?
8. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков обвинения какого-либо должностного лица в совершении каких-либо действий? Если да, то в каких именно действиях?
9. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы применения насилия? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?
10. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков угрозы совершения каких-либо разрушительных действий (взрыва, поджога и др.)? Если да, то каких именно действий и в отношении кого?
11. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков унижения человеческого достоинства по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, какой-либо социальной принадлежности?
12. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков возбуждения вражды (ненависти, розни) по отношению к группе лиц, выделяемой по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе?
13. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков унижения ветерана/ветеранов Великой Отечественной войны?
14. Содержится ли в исследуемом объекте совокупность лингвистических и психологических признаков выражения презрительно-негативного отношения к символам воинской славы России, к дням воинской славы, к памятным датам, связанным с защитой Отечества?

При исследовании информационных материалов, связанных с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации – для квалификации по ст. 280.3 УК РФ, ст. 20.3.3 КоАП РФ) (вопросы решаются в рамках комплексного психолого-лингвистического исследования):
1. Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей использования Вооруженных Сил Российской Федерации, т.е. его дискредитации?
2. Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию функционированию Вооруженных Сил Российской Федерации, действующих в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?
3. Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков убеждения адресата в негативном характере целей исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий, т.е. его дискредитации?
4. Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения (в том числе в форме призыва) к противодействию исполнению государственными органам Российской Федерации своих полномочий в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности?

При исследовании информационных материалов по делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет» – для квалификации ст. 132, 133, 135 УК РФ) (вопрос № 2 решается в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы):
1. Какова социально-психологическая направленность информационного материала или коммуникативных действий лица?
2. Имеются ли в переписке психологические и лингвистические признаки побуждения партнера по коммуникации к совершению сексуальных действий?
3. Имеются ли в переписке признаки оказания психологического воздействия, направленного на побуждение собеседника к совершению сексуальных действий?
Для решения вышеуказанных вопросов необходимо предоставить целостный текст переписки на сексуальную тему, т.е. текст от начала до конца переписки, включающий мультимедийные вложения.

При исследовании направленности информационных материалов на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних – для квалификации по ст. 6.21 КоАП РФ:
1. Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
2. Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
3. Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
4. Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?

При исследовании материалов по делам коррупционной направленности – для квалификации ст. 290, 291, 163 УК РФ (вопросы №№ 2, 3 решаются в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы):
1. Какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
2. Имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические и лингвистические признаки побуждения к совершению действия по передаче/получению денежных средств?
3. Носит ли коммуникация провокативный характер?

Объектами исследования являются аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация.

При исследовании видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий (вопрос № 1 решается в рамках производства комплексной психолого-лингвистической экспертизы):
1. Имеются ли ответные реплики Ф.И.О. в ходе допроса, зафиксированного на …, содержание которых определялось влиянием извне? Если да, то о каких обстоятельствах идет речь?
2. Имеются ли признаки оказания психологического воздействия на Ф.И.О. со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
3. В каком эмоциональном стоянии находился Ф.И.О. в период производства видеозаписи допроса и могло ли оно оказать существенное влияние на его способность давать показания?

Объектами исследования являются материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное и непроцессуальное действие.