АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
13.1. Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия
Задачи:
- определение скорости движения транспортного средства (далее – ТС) в заданные моменты времени, в частности, перед торможением, в момент наезда на пешехода или столкновения с другим ТС и т.п.;
- определение места расположения ТС в заданные моменты времени (в частности, удаление ТС от места наезда или столкновения в момент возникновения опасности для движения);
- определение тормозного, остановочного путей, расстояния, преодолеваемого ТС в заданные промежутки времени;
- определение тормозного, остановочного времени, а также времени, затраченного ТС на преодоление определённых участков пути;
- определение требований Правил дорожного движения Российской Федерации (далее – ПДД РФ), которыми в данной дорожно-транспортной ситуации (далее – ДТС) должны были руководствоваться участники дорожного движения;
- определение, соответствовали ли действия участников дорожного движения требованиям ПДД РФ, которыми в данной ДТС они должны были руководствоваться;
- установление наличия (отсутствия) у водителя ТС технической возможности предотвратить ДТП путём торможения в момент возникновения опасности или иной момент развития ДТС, определённый органом, назначившим экспертизу;
- определение причинной связи между несоответствиями действий участников дорожного движения требованиям ПДД РФ, которыми в данной ДТС они должны были руководствоваться, и фактом ДТП.
Объекты: материалы уголовного, административного, гражданского и арбитражного дел, не требующие правовой оценки.
Решаемые вопросы:
1. Какова скорость движения ТС перед началом торможения, исходя из длины следов торможения?
2. Какова максимально допустимая скорость движения ТС по условиям видимости дороги?
3. Каков остановочный путь ТС в условиях места происшествия?
4. Каков тормозной путь ТС в условиях места происшествия?
5. На каком расстоянии от места наезда (столкновения) находилось ТС в заданный момент возникновения опасности для движения (в момент начала движения пешехода на пути, указанном в исходных данных)?
6. Какое время необходимо для остановки ТС в данных дорожных условиях?
7. На каком расстоянии от места наезда находился пешеход в момент, когда ТС находилось от места наезда на расстоянии, равном остановочному пути?
8. Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить данное ДТП (наезд на пешехода, столкновение) с заданного момент возникновения опасности для движения (при указанных исходных данных)?
9. Располагал ли водитель ТС технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента начала его движения на пути, указанном в исходных данных, при допустимой для данных дорожных условий скорости движения транспортного средства?
10. Какова критическая скорость ТС при движении на повороте заданного радиуса по условиям заноса (опрокидывания) на участке ДТП?
11. Какова должна быть расчетная величина безопасного интервала между ТС при их движении в попутном (встречном) направлении?
12. На каком удалении от места столкновения находилось ТС1, имевшее преимущественное право на движение, в момент выезда ТС2 на проезжую часть пересекаемой дороги?
13. На каком удалении от места столкновения находилось ТС в момент возникновения опасности для движения?
14. Каково минимальное значение безопасной дистанции при движении транспортных средств с заданной скоростью?
15. Как должен был действовать водитель ТС в данной дорожной обстановке согласно требованиям Правил дорожного движения?
16. Какими требованиями Правил дорожного движения следовало руководствоваться водителю ТС, пешеходу в данной дорожной ситуации?
17. Соответствовали ли действия участников дорожного движения, с технической точки зрения, требованиям Правил дорожного движения?
13.3. Исследование следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия (транспортно-трасологическая диагностика)
Задачи:
- определения места столкновения ТС;
- определение траектории движения ТС до и после столкновения (наезда);
- определение взаимного положения ТС в момент столкновения (угла столкновения);
- определение взаимного расположения ТС относительно элементов дороги - проезжей части, ее горизонтальной разметки и т.п.;
- установление скорости движения ТС при столкновении, в частности, находилось ли в движении или состоянии покоя одно из ТС при столкновении;
- определение месторасположения лиц, находящихся в салоне ТС до ДТП (эта задача решается в рамках комплексной экспертизы совместно с судебными медиками);
- установление механизма повреждений шин, причины и времени их образования (до ДТП или в момент ДТП);
- определения места наезда ТС на пешехода;
- определение траектории движения ТС и пешехода до и после наезда.
Задача установления механизма наезда на пешехода решается в рамках комплексной экспертизы с участием судебных медиков (исследование повреждений на теле пешехода), биологов (исследование наличия на ТС волос, крови потерпевшего), трасологов (исследование одежды, следов на подошве обуви), криминалистов (исследование материалов, веществ, частиц лакокрасочного покрытия).
Объекты:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, прицепы, полуприцепы, тракторы, иные самоходные механизмы и другие ТС (за исключением морских, речных, воздушных и железнодорожных ТС), а также их системы, агрегаты, узлы и детали;
- материалы дела, схема ДТП, протоколы осмотра ТС и т.п.
Решаемые вопросы:
1. Как располагались ТС в момент столкновения относительно друг друга и элементов дороги?
2. Где относительно элементов дороги располагалось место столкновения ТС (или место наезда на пешехода)?
3. Двигалось или находилось в неподвижном состоянии ТС при столкновении?
4. Каков механизм ДТП?
5. Имеются ли повреждения шин ТС? Если имеются, то в какой момент и по какой причине они возникли?